Учебный план начального общего образования в МКОУ «Басакинская СШ» 1-4х классов составлен на основе:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81 о внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10
"санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения,
содержания в общеобразовательных организациях"
- - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2017
№ 506 ««О внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования утвержденный приказом Министерства образования Российской
Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»»
-Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ»Письмо
МО_09_3564_14_12_2015_r15;
-Примерная основная образовательная программа начального общего образования,
одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию;
Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15Примерная основная общеобразовательная
программа начального общего образования;
- Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования», утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного
плана»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010 N ИК-1494/19 "О введении третьего часа
физической культуры".
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 июня 2017
г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 26 января 2017 года № 15»;
-Приказ отдела по образованию, опеке и попечительству Администрации
Чернышковского муниципального района Волгоградской области от 07.06.2019 г. № 91 «
О введении предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и
«Родной язык и родная литература»;
- Решение педагогического совета школы № 5 от 20.06.2021г. о выборе и введении в
учебный план часов в часть формируемую участниками в 1- 9класс и часов вариативной
части в 10-11 классах.
-Решение педагогического совета № 2 от 20.02.2021г. и протокол родительского собрания
о выборе родного языка;
Учебный план 1-4 классов является одним из разделов основной образовательной
программы начального общего образования, определяет общий и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, разработан с учетом возможностей УМК «Школа России» и дидактических
принципов системы, в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), к
результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования. На первой ступени обучения формируются универсальные учебные
действия, закладывается основа формирования учебной деятельности обучающегося –
система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять,
реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия и их результат. Содержание образования на ступени начального общего
образования школы реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностного подхода и
индивидуализации обучения.
Инвариантная часть (обязательная часть) учебного плана 1-4-х классов школы I
ступени определяет состав обязательных учебных предметов для реализации основной
образовательной программы начального общего образования, представлена следующими
предметными областями: «Русский язык и литературное чтение», «Родной язык и
литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика и
информатика», «Обществознание и естествознание»,
«Искусство», «Физическая
культура», «Технология».
Учебный план отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение
важнейших целей современного начального образования:
формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях
основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Каждый учебный предмет решает собственные задачи реализации содержания
образования:
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает целостное изучение родного языка за
счет реализации трех принципов: коммуникативного, познавательного, принципа
личностной направленности обучения и творческой активности обучающихся.
Учебный предмет «Русский язык» (1 класс, 165 ч) предусматривает обучение
первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими
закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка,
что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных
языковых знаний и умений, способствует формированию личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с
УМК «Школа России» и дидактических принципов системы, в соответствии с
требованиями ФГОС НОО. В процессе усвоения грамоты у детей формируются
первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук,
слово, словосочетание, предложение, текст) развивается фонематический слух, культура
звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух
звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции; вовторых, перекодировать фонетическую запись речи в восстанавливающие буквы; втретьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели. Вместе с этим
учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в
слогах, словах и предложениях.
Учебный предмет «Русский язык» (1-3 классы, 165 ч и 4 класс, 170 ч) реализует две
основные цели: познавательную и социокультурную. Предмет предусматривает
ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе
знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся. На предмете
формируются коммуникативные компетенции: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Учебный предмет «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметов
в начальной школе, с помощью которого решаются не только узкопредметные задачи, но
и общие задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего
воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир.
Основная
литературоведческая цель курса в начальной школе - формирование инструментария,
необходимого и достаточного для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать
и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а
также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы
повествования.
Основные идеи курса: формирование грамотных представлений учащихся о
взаимосвязях мифов, фольклорных жанров и произведений авторской литературы;
постепенное формирование базового понятия – понятия художественного образа;
обучение младших школьников различать сначала жанры фольклора, затем – жанры
литературы при условности жанровых границ и деления литературы на разные типы
повествования; помощь младших школьникам в понимании и любви к поэзии,
особенностям поэтической формы.
Учебный предмет «Литературное чтение» (в 1 и 2-3 классах, в 4 классе 132 ч и 136 ч и 68
ч соответственно).
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов. «Литературное чтение» даёт возможность
больше приобщить к литературе как к виду искусства, овладеть искусством слова как
читатель, слушатель, автор. Это позволяет решать задачи преемственности со средним
звеном обучения.
Учебные предметы «Русский родной язык» и «Литературное чтение на русском
родном языке» ориентированы на сопровождение и поддержку курса русского языка и
литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык и литературное
чтение» изучается во 2 и 3 классах по 17 часов.
Учебный предмет «Иностранный язык» (немецкий язык) изучается со 2-го класса;
количество часов за год – 68ч, объем учебного времени достаточен для усвоения
иностранного языка. Иностранный язык формирует элементарные коммуникативные
умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности,
внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует
мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
Основными целями курса «Математика» в соответствии с требованиями ФГОС НОО
является: формирование у обучающихся основ умения учиться, развитие мышления,
качеств личности, интереса к математике, создание возможностей для математической
подготовки младшего школьника на высоком уровне. На учебный предмет «Математика»
в 1 и 2-4 классах отводится по 132 ч и 136 ч соответственно.
Учебный предмет «Математика» обеспечивает: формирование у обучающихся основ
общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания
окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие личности
младшего школьника: мышления как основы развития других психических процессов:
памяти, внимания, воображения, математической речи, способностей и интереса к
учебному предмету математика, создание возможностей для математической подготовки
каждого обучающегося, развитие приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение, а также способов организации учебной
деятельности: планирование, самоконтроль, самооценка. Учебный предмет «Математика»
обеспечивает:
- формирование у обучающихся основ умения учиться;
- развитие личности младшего школьника: мышления как основы развития других
психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи,
способностей и интереса к учебному предмету математика;
- создание возможностей для математической подготовки каждого обучающегося;
- формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с
методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование);
- развитие приемов мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение, а также способов организации учебной деятельности:
планирование, самоконтроль, самооценка.
Учебный предмет «Окружающий мир» (1 кл. – 66ч, 2- 4 кл. – 68ч) предусматривает
формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и
социальной среды и его места в этой среде как личности. Целями изучения предмета
«Окружающий мир» в 1-3 классах являются: формирование целостной картины мира и
осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысление ребенком личного опыта общения с людьми и
природой, духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами изучения учебного предмета «Окружающий мир» является:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе его жизненного
опыта;
- последовательное формирование у школьников универсальных учебных действий,
основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные
признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работы с научнопопулярной и справочной литературой;
- проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов
измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы,
общества, получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира
и методах его познания;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам
труда людей, формирование элементарной экологической культуры, навыков
нравственного поведения;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» по 33 ч во всех 1-х
классах и по 34 ч – во 2-4 классах, развивают способности к художественно-образному,
эмоционально-ценностному, эстетическому восприятию произведений изобразительного
и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру, формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения
к искусству. Содержание учебного предмета обеспечивает включение в образовательный
процесс различных структурных компонентов личности: интеллектуального,
эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического в их единстве, что
создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и
физического здоровья обучающихся.
Учебный предмет «Технология» по 33 ч во всех 1-х классах и по 34 ч – во 2-4
классах, обеспечивает формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществления поисково-аналитической деятельности для практического решения
прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных
предметов; первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
способствует освоению конкретных технологических операций в ходе создания изделий
из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора.
Характерными особенностями являются: практико-ориентированная направленность
содержания обучения; применение знаний, полученных при изучении других
образовательных областей, при решении технических и технологических задач;
применение полученного опыта практической деятельности при выполнении домашних
обязанностей. Практическая деятельность на уроках технологии является средством
общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств,
формирование системы специальных технологических и универсальных учебных
действий. Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную
направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое
применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика,
окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в
интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает
условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности
мышления у школьников.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание
высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных
к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело
использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья и организации здорового образа жизни.
Учебный предмет «Физическая культура» (99 ч в 1-х классах, по 102 ч во всех 2-4
классах) способствует укреплению здоровья младшего школьника, гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию обучающихся, успешному
обучению и формированию первоначальных умений саморегуляции, формированию
установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа
жизни. Физическая культура способствует укреплению здоровья, гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
формированию первоначальных умений саморегуляции, формированию установки на
сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
На учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-м классе
отведено 34 часа. Данный учебный предмет включает в себя шесть модулей, предметов
(по выбору родителей, законных представителей обучающегося):
Основы православной культуры,
Основы исламской культуры,
Основы буддийской культуры,
Основы иудейской культуры,
Историю мировых, религиозных культур,
Основы светской этики
В 2021-2022 учебном году путем проведения опроса родителей обучающихся 4 класса
единогласно был выбран для изучения учащимися 4 класса модуль «Основы светской
этики культуры».
Данный курс является культурологическим и направлен на развитие представлений о
нравственных идеалах и ценностях составляющих основу религиозных и светских
традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
1 класс – русский язык – 1 час;
2 класс :
- родной язык (русский) – 0,5 часа;
-литературное чтение на русском родном языке-0,5 часа;
3 класс :
- родной язык (русский) – 0,5 часа;
-русская родная литература-0,5 часа;
4 класс – русский язык – 1 час.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, приказа
Министерства образования России МОиН РФ № 373 от 06.10.2009г., в учебный план не
входит.
Внеурочная деятельность реализуется в 1-4-х классах во второй половине дня по
заявленным в лицензии направлениям развития личности младшего школьника:
физкультурно-спортивное (реализует спортивно-оздоровительное направление ФГОС
НОО), военно-патриотическое (реализует духовно-нравственное направление ФГОС
НОО),
социально-педагогическое
(социальное
направление
ФГОС
НОО),
культурологическое направление (реализует общеинтеллектуальное направление ФГОС
НОО), художественно-эстетическое (реализует общекультурное направление ФГОС
НОО), осуществляется по «Инновационно-образовательной модели».
Примечания
Учебный план начального общего образования предусматривает следующие условия
организации образовательного процесса:
расчёт максимального объёма учебной нагрузки обучающегося ведется при 5дневной учебной неделе;
продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели для 1 класса и
34 учебные недели для 2 – 4 классов согласно Устава школы;
продолжительность урока в 1 классе – 35 минут в I полугодие и 40 минут во II
полугодии.
продолжительность урока во 2 – 4 классах – 40 минут;
программно – методическое обеспечение образовательного процесса в МКОУ
«Басакинская СШ» на 2021-2022 учебный год(приложение № 1)
формы и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации (приложение
№ 2).
«Утверждаю»
Директор школы _______ А. С. Филатов
Базисный учебный план начального общего образования (недельный)
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Классы
I
II
III
IV
Предметные области
Всего
часов
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение
Русский язык
5
4
4
5
18
Литературное чтение
Родной язык
4
—
4
0,5
4
0,5
3
—
15
1
Литературное чтение на родном языке
—
0,5
0,5
—
1
Иностранный язык
Иностранный язык (английский)
—
2
2
2
6
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
Основы духовно-нравственной
культуры народов России
Искусство
Математика
Окружающий мир
Светская этика
4
4
4
4
16
2
2
2
2
8
—
—
—
1
1
1
1
1
3
21
1
1
1
3
23
1
1
1
3
23
1
1
1
3
23
4
4
4
12
90
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1
1
1
1
4
Максимально допустимая недельная нагрузка
21
23
23
23
90
Родной язык и литературное чтение на
родном языке
Технология
Физическая культура
Итого
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
«Утверждаю»
Директор школы _______А. С. Филатов
Базисный учебный план начального общего образования (годовой)
Предметные области
Учебные предметы
Классы
Количество часов в год
I
II
III
IV
Всего
часов
165
132
—
136
136
17
136
136
17
170
102
—
607
506
34
—
17
17
—
34
—
132
66
—
68
136
68
—
68
136
68
—
68
136
68
34
204
540
270
34
33
33
33
99
693
34
34
34
102
782
34
34
34
102
782
34
34
34
102
782
135
135
135
405
3039
33
34
34
34
135
693
782
782
782
3039
Обязательная часть
Русский язык и литературное чтение
Родной язык и литературное чтение на
родном языке
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и естествознание
Основы религиозных культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая культура
Итого
Русский язык
Литературное чтение
Родной язык (русский)
Литературное чтение на родном
языке
Иностранный язык (английский)
Математика
Окружающий мир
Светская этика
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Физическая культура
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально допустимая годовая нагрузка
Основное общее образование
Пояснительная записка к учебному плану 5-9 классов
в соответствии с ФГОС ООО
МКОУ «Басакинская СШ» на 2020/2021 учебный год
Учебный план 5-9 классов составлен на основе:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81 о внесении изменений №3 в СанПиН
2.4.2.2821-10 "санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях"
- приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов
для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования» (в действующей редакции);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный
план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов
для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
07.06.2017 № 506 ««О внесении изменений в федеральный компонент
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»»
-Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ»Письмо
МО_09_3564_14_12_2015_r15;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 20.09.2016 № 08-1954 «Об отзыве
использования методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС ООО от
07.08.2015 № 08-1228»ПИСЬМО МО от20.09.2016 № 08-1954 Об отзыве исполнения
методических рекомендаций;
-Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию; Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15Примерная основная
общеобразовательная программа Основного общего образования;
-Перечень поручений Президента РФ от 28.08.2017 г. № 1710 по итогам заседания
Совета при Президенте по межнациональным отношениям 20 июля 2017 г., приказ
Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, письма комитета
образования и науки Волгоградской области от 28.09.2017 г. № И-10/12239.
- Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования», утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного
плана»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010 N ИК-1494/19 "О введении третьего часа
физической культуры".
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 июня 2017
г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 26 января 2017 года № 15»;
-Решение педагогического совета школы № 2 от 20.02.2020г. о выборе и введении в
учебный план часов в часть формируемую участниками в 1- 9 класс и часов вариативной
части в 10-11 классах.
Учебный план обеспечивает преемственность с рекомендованным для
использования в системе образования России решением Коллегии Минобразования
России № 11 / 1 и выполнение «Гигиенических требований к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №
189 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», введении в действие санитарно – эпидемиологических правил и
нормативов с 01 сентября 2011 года (зарегистрировано в Минюсте России
03.03.2011г., регистрационный номер 19993).
Основными целями учебного плана 5-9 классов являются:
- овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными
видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной,
художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной
среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру,
этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в
разнообразной творческой деятельности;
способов деятельности по базовым
предметам не ниже государственных образовательных стандартов, определяющих
степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие
элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Целями реализации основной образовательной программы основного
общего образования являются:
Достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями
обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности,
уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации
образовательной организацией основной образовательной программы основного
общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО);
обеспечение преемственности начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования, достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися,
в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как
части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного
потенциала
школы,
обеспечению
индивидуализированного
психологопедагогического
сопровождения
каждого
обучающегося,
формированию
образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на
соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых
условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных
отношений;
взаимодействие образовательной организации при реализации основной
образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей,
проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через
систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в
том числе с использованием возможностей образовательных организаций
дополнительного образования;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;
социальное
и
учебно-исследовательское
проектирование,
профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов,
социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Для достижения выше перечисленных целей в учебном плане 5-9 классов
представлены все основные образовательные области, что позволяет заложить
фундамент общеобразовательной подготовки обучающихся.
Основными задачами учебного плана для 5-9 классов являются:
обеспечение
выполнения федерального
государственного стандарта
образования;
обеспечение
единства
федерального,
национально-регионального
компонентов и компонента образовательного учреждения;
соблюдение государственных образовательных стандартов;
введение в учебные программы национально-регионального компонента;
сохранение целостности каждой системы обучения;
обеспечение реализации интересов и потребностей обучающихся и их
родителей (законных представителей);
сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового
образа жизни).
В результате изучения всех без исключения предметов основной школы
получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и
познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и
предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся,
составляющие
психолого-педагогическую
и
инструментальную
основы
формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к
сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых
проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации,
саморегуляции и рефлексии.
В ходе изучения средствами всех предметов у выпускников будут заложены
основы формально-логического мышления, рефлексии, что будет способствовать:
• порождению нового типа познавательных интересов (интереса не только к
фактам, но и к закономерностям);
• расширению и переориентации рефлексивной оценки собственных
возможностей – за пределы учебной деятельности в сферу самосознания;
• формированию
способности
к
целеполаганию,
самостоятельной
постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной
деятельности.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей
воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению
мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного
замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей
задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся
освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом
научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на
основе мысленного построения различных предположений и их последующей
проверки.
В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в
формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных
понятий, у выпускников будут заложены:
• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы,
затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный
опыт;
• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
• основы ценностных суждений и оценок;
• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать
невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в
установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
• основы
понимания
принципиальной
ограниченности
знания,
существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных
социокультурных сред и эпох.
Режим работы основной общей школы осуществляется по 5-дневной учебной
неделе, продолжительность учебного года для 5-9 классов составляет 34 учебных
недель, продолжительность урока составляет 40 минут. Учебный план, режим
работы
школы обеспечивают выполнение федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и использование
компонента образовательной организации
в соответствии с интересами и
потребностями обучающихся, способствуя реализации идеи развития личности в
культурно-нравственном и интеллектуальном плане, обеспечивая условия для
самовыражения и самоопределения обучающихся.
В 5-9 классах система аттестации достижений учащихся – промежуточная, по
четвертям в форме выведения на основе текущих отметок, отметок за четверть,
годовых. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеральным
законом РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом, Уставом
школы, Положением
системе оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы ООО.
Учебный план для обучающихся включает две части: обязательную и
формируемую участниками образовательного процесса. Количество часов,
отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательной
организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину допустимой
недельной образовательной нагрузки, определенной базисным учебным планом.
Обязательная часть
учебного плана определяет состав обязательных
учебных предметов для реализации основной образовательной программы
основного общего образования, отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей современного основного образования:
формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к
общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям,
готовность к продолжению образования в старшей школе, формирование здорового
образа жизни, знаний поведения в экстремальных ситуациях, личностного развития
обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов
обязательных предметных областей:
согласно поручению Президента РФ от 28.08.2017 г. № 1710 по итогам заседания
Совета при Президенте по межнациональным отношениям 20 июля 2017 г.,
приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897,
письма комитета образования и науки Волгоградской области от 28.09.2017 г. №
И-10/12239 предметная область «Филология» была заменена на предметную
область «Русский язык и литература» (русский язык, литература);
иностранный язык (иностранный язык (немецкий));
математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
естественно-научные предметы (биология, физика, химия);
искусство (музыка, изобразительное искусство);
физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая
культура, основы безопасности жизнедеятельности);
технология (технология).
Часть формируемая участниками образовательных отношений (2 часа в 5
классе, 1 час в 6 классе, 2 часа в 7 классе , 1 час в 8 классе, 2 часа в 9 классе)
распределены следующим образом:
5 класс:
физическая культура – 1 час;
родной язык-0,5 часа;
родная литература- 0,5 часа.
6 класс:
физическая культура – 1 час.
7 класс:
физическая культура – 1 час;
биология – 1 час.
8 класс:
история казачества-1 час
9 класс:
родной язык-0,5 час;
родная литература 0,5 час;
Процентные расчеты на каждый день – 1 час
Таким образом, количество аудиторных часов в неделю не превышает
максимально допустимую недельную нагрузку для учащихся 5 (28 часов), 6
(29часов), 7 (31 час), 8 (32) и 9 (33) классов .
Программно – методическое обеспечение образовательного процесса в «Басакинская
СШ» на 2021-2022 учебный год(приложение № 1).
Формы и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации (приложение
№ 2).
Учебный план
основного общего образования МКОУ «Басакинская СШ»
на 2021-2022 учебный год
Предметные
области
Учебные предметы
Классы
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная
литература
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Общественнонаучные
предметы
Естественнонау
чные предметы
Искусство
Русский язык
Литература
Родной язык
Родная литература
Иностранный язык
(английский)
Математика
Информатика
Процентные расчеты
на каждый день
История России.
Всеобщая история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая культура
Технология
Физическая
культура
и Основы
безопасности и
жизнедеятельно
сти
ОБЖ
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
История казачества
Максимально допустимая годовая
нагрузка
5
класс
Количество часов за год
6
7
8
9
класс
класс
класс
класс
Всег
о
170
102
204
102
136
68
136
68
102
102
748
442
17
17
-
-
-
17
17
34
34
102
102
102
102
102
510
170
-
170
-
170
34
-
170
34
-
170
34
34
850
102
34
68
68
68
68
68
340
34
34
34
34
34
34
34
34
34
34
68
68
68
34
34
34
68
68
68
68
34
-
34
68
102
68
68
-
170
272
238
136
272
136
102
68
102
-
68
102
-
68
102
-
34
102
34
102
34
238
510
68
952
68
986
34
1054
68
1088
68
1122
102
5202
340
952
986
1054
34
1088
1122
34
5202
Учебный план
основного общего образования (5-дневная учебная неделя)
МКОУ «Басакинская СШ»
на 2021-2022 уч.год
Предметные
области
Учебные предметы
Количество часов за год
5 класс
6
класс
7
класс
8
класс
9
клас
с
Всег
о
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
3
13
Родной язык
0,5
-
-
2
-
0,5
1
Родная литература
Иностранный язык
(английский)
0,5
-
-
-
0,5
1
3
3
3
3
3
15
Математика
5
5
5
5
5
25
Информатика
Процентные расчеты
на каждый день
История России.
Всеобщая история
-
-
1
1
1
3
1
1
Классы
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Родной язык и
родная литература
Иностранный язык
Математика и
информатика
Общественнонаучные предметы
2
2
2
2
2
10
Обществознание
1
1
1
1
1
5
География
1
1
2
2
2
8
-
-
2
2
3
7
-
-
-
2
4
1
1
2
2
8
1
1
1
1
-
4
Искусство
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
2
2
1
1
1
-
-
3
Технология
Технология
2
2
2
1
-
7
Физическая
культура
и Основы
безопасности и
жизнедеятельности
Итого
Физическая культура
3
3
3
3
3
15
-
-
-
1
1
2
2
1
2
2
3
10
-
-
-
1
-
1
Естественнонаучные Физика
предметы
Химия
ОБЖ
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
История казачества
Максимально допустимая недельная
нагрузка
Среднее общее образование (10 - 11класс) (ФГОС СОО)
(универсальный профиль)
2021-2022 учебный год
Учебный план - нормативный документ, устанавливающий перечень учебных
предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего
образования и учебным годам, важнейший системообразующий элемент практической
реализации региональной образовательной политики.
Нормативной правовой базой учебного плана школы, реализующей программы
среднего общего образования, являются:
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 413
от 17.05.2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.12.2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки
РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки
РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
июля 2017 г. № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской федерации от 17.05.2012 г. № 413»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 12.05.2016 г. № 2/16) (www.fgosreestr.ru).
Приказ Министерства обороны РФ и Министерства образования и науки РФ
(Минобразования России) от 24.02.2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об
организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области
обороны государства и их подготовки по основам военной службы в образовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях
начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных
пунктах».
Учебный план для обучающихся в 10-11 классах ориентирован на 2-летний
нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования.
Продолжительность учебного года - 34 недели (5-дневная учебная неделя).
Продолжительность урока - 40 минут. Продолжительность каникул в течение учебного
года и летом определяется Годовым календарным учебным графиком на 2021-2022
учебный год.
Учебный план содержит не менее одного учебного предмета из каждой
предметной области, определенной ФГОС СОО.
Все предметы изучаются на базовом уровне.
В учебный план 10-11 классов включены следующие образовательные области:
«Русский язык и литература», «Родной язык и литература», «Иностранные языки»,
«Общественные науки», «Математика и информатика», «Естественные науки»,
«Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности».
Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы:
русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура,
основы безопасности жизнедеятельности, астрономия.
В учебный план включены учебные предметы по выбору из числа обязательных
предметных областей: информатика, обществознание, география, физика, химия,
биология.
В образовательную область «Русский язык и литература» входят предметы: русский язык
(1ч в неделю), литература (3ч в неделю).
Предметная область «Родной язык и литература» включает в себя учебные предметы
«Родной язык» и «Родная литература». Изучение предметов данной области
осуществляется в рамках реализации интегрированной программы по учебным
предметам, входящим в предметную область «Русский язык и литература»
соответственно, так как они дают возможность получения образования на родном языке и
изучение русского языка как родного языка. Решение общешкольного родительского
собрания от 15.04.2020 Протокол № 2).
В образовательную область «Иностранные языки» входит английский язык (3ч/нед).
В образовательную область «Общественные науки» входят предметы: история
(2ч/нед), география (1ч/нед), обществознание (2ч/нед).
В образовательную область «Математика и информатика» включены Математика
алгебра и начала математического анализа, геометрия (4 ч/нед) информатика (1ч/нед).
В образовательная область «Естественные науки» включает в себя физику (2ч/нед),
химию (1ч/нед), биологию (1ч/нед), астрономию ( 1ч/нед).
В образовательную область «Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности» входят предметы физическая культура (3ч/нед) и ОБЖ (1ч/нед).
В учебном плане 10 класса предусмотрено выполнение обучающимися
индивидуального образовательного проекта (1ч/нед). Индивидуальный проект
выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя по выбранной
теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой
области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской,
социальной, художественно-творческой,
иной. Индивидуальный проект
выполняется обучающимися в течение одного года в рамках учебного времени,
отведенного учебным планом.
Раздел учебного плана «Предметы и курсы по выбору» в 10 классе используется для
увеличения количества часов, отведенных на изучение базовых учебных предметов
федерального государственного образовательного стандарта, учебных программ, с целью
создания условий для усвоения государственных образовательных стандартов и
достижения более высокого качества обученности, с целью расширения возможностей
обучающихся получить подготовку для сдачи единого государственного экзамена,
представлен следующими предметами:
В 10-м классе:
- Элективный курс по русскому языку: Культура речи – 1 час в неделю;
- Элективный курс по русскому языку: Трудные вопросы орфографии – 1 час в
неделю;
- Элективный курс по математике: Приемы и методы решения уравнений и
неравенств- 1 час в неделю;
- Элективный курс по математике: Избранные вопросы по математике
- Элективный курс по химии: Органическая химия в задачах – 1 час в неделю;
В 10 классе по окончании учебного года проводятся 5-дневные учебные сборы (35
часов) для юношей.
При проведении занятий по иностранному языку, информатике осуществляется
деление класса на 2 подгруппы при наполняемости классов 25 и более человек.
Освоение обучающимися образовательной программы среднего общего образования
сопровождается промежуточной аттестацией в форме и порядке, определенных
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, предусмотренных образовательной программой.
Промежуточная аттестация подразделяется на полугодовую, которая проводится по
каждому учебному предмету по итогам полугодия, а также годовую промежуточную
аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету по итогам учебного года.
Сроки проведения промежуточной аттестации - в соответствии с Годовым
календарным учебным графиком.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме:
-комплексной контрольной работы;
-итоговой контрольной работы;
-административной контрольной работы
-письменных и устных экзаменов;
-тестирования;
-защиты индивидуального/группового проекта
В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов
промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение тех или иных заданий,
проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах,
конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях.
Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов полугодовых
промежуточных аттестаций. Годовая оценка выставляется как среднее арифметическое
полугодовых оценок. Округление результата проводится в пользу учащегося.
Учебный план на 2021-2022 учебный год
Среднее общее образование 10 класс (ФГОС СОО)
(Универсальный профиль)
Учебные предметы
Количество часов
Всего
Классы
в неделю
Предметные области
10
11
10
11
класс
класс
класс
класс
Общие учебные предметы для всех учебных планов
Б
1
1
Русский
язык
и Русский язык
34
34
Литература
Б
3
3
102
102
литература
Родной
язык
и Родной язык
родная литература* Родная литература
Б
3
3
Иностранные языки Иностранный язык
102
102
История
Б
2
2
Общественные
68
68
науки
4
4
Математика
и Математика: алгебра и Б
136
136
начала
информатика
математического
анализа, геометрия
Б
1
1
Естественные науки Астрономия
34
34
ОБЖ
Б
1
1
Физическая
34
34
культура, экология Физическая
Б
3
3
и
основы
102
102
культура
безопасности
жизнедеятельности
18
612
Итого
18
612
Учебные предметы по выбору из числа обязательных предметных областей
Б
1
Математика
и Информатика
информатика
Обществознание
Б
2
Общественные
География
Б
1
науки
Б
2
Естественные науки Физика
Б
1
Химия
Б
1
Биология
Индивидуальный проект
1
Итого
9
Предметы и курсы по выбору
курс
4
Русский
язык
и Элективный
(русский язык)
литература
курс
2
Математика
и Элективный
(математика)
информатика
Естественные науки Элективный
(химия)
Итого
Максимально
допустимая
недельная нагрузка
курс
учебная
1
34
34
2
1
2
1
1
68
34
68
34
34
68
34
68
34
34
1
9
34
304
34
304
4
136
136
2
68
68
1
1
34
34
7
34
7
34
238
1156
238
1156
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО
План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных
особенностей и потребностей учащихся через организацию внеурочной деятельности. В
соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по
следующим направлениям развития личности: общеинтеллектуальному, духовнонравственному, общекультурному, социальному, спортивно-оздоровительному, - в том
числе через такие формы, отличные от урочной системы обучения, как экскурсии,
кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьное научное общество,
олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно
полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников
образовательных отношений.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность»
является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Содержание данных
занятий формируется с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных
представителей).
Направления
Общеинтелектуальное
Формы организации
Трудности английской грамматики
10 класс 11 класс
1
1
Спортивнооздоровительное
Волейбол
1
1
Всего
2
2
хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и электронных
носителях» (далее - Положение) является локальным актом образовательной
организации, регулирующим порядок, периодичность, систему оценок и формы
проведения промежуточной аттестации обучающихся, а также порядок хранения в
архивах информации об этих результатах на бумажных и электронных носителях.
Данное положение регулирует правила проведения промежуточной аттестации
обучающихся, применение единых требований к оценке обучающихся по различным
предметам.
1.2.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
нормативно-правовыми актами регулирующими государственную (итоговую)
аттестацию выпускников 9 и 11 классов, Уставом школы и регламентирует содержание
и порядок текущей и промежуточной аттестации обучающихся в образовательной
организации. Положение принимается педагогическим советом, имеющим право
вносить в него свои изменения и дополнения. Положение утверждается руководителем
образовательной организации.
1.3.
Промежуточная аттестация – это любой вид аттестации обучающихся во
всех классах, кроме государственной (итоговой) аттестации, проводимой в выпускных
9-х,11-х классах.
1.4.
Целью аттестации являются:
-Обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения прав и свобод в части
регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и
нормами, уважение их личности и человеческого достоинства;
-Установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам
учебного плана, их практических умений и навыков;
-Соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного стандарта;
Контроль выполнения учебных программ и календарно - тематического графика изучения
учебных предметов.
1.5.
Промежуточная аттестация в Учреждении подразделяется на:
- годовую аттестацию – оценку качества усвоения обучающихся всего объёма
содержания учебного предмета за учебный год;
- четвертную и полугодовую аттестацию – оценка качества усвоения обучающимися
содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по
итогам учебного периода (четверти, полугодия) на основании текущей аттестации;
- текущую аттестацию - оценку качества усвоения содержания компонентов какой либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения
обучающимися.
1.6.
Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ
обучающихся являются:
Формы письменной проверки:
-письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему
вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные,
лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о
наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты,
рефераты и другое.
Формы устной проверки:
-Устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в
форме рассказа, беседы, собеседования, зачет и другое.
-Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм
проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ
обучающихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.
1.7.В соответствии с Уставом Учреждения при промежуточной аттестации
обучающихся применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система
оценивания в виде отметки (в баллах) «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,
«неудовлетворительно»
1.8. Успешное прохождение учащимися промежуточной аттестации является
основанием для перевода в следующий класс, продолжения обучения в классах и
допуска учащихся 9-х и 11-х классов к государственной (итоговой) аттестации.
Решения по данным вопросам принимаются педагогическим советом школы.
1.9. Аттестация детей-инвалидов, а также обучавшихся на дому, проводится по
текущим оценкам соответственно за четверть, полугодие или учебный год
1.10. Аттестация учащихся, получающих образование вне образовательной
организации в семейной форме и форме самообразования проводится на основании
соответствующих положений.
Содержание, формы и порядок проведения текущего контроля
успеваемости обучающихся.
2.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение
учебного периода (четверти, полугодия) с целью систематического контроля уровня
освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый
период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития
деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций.
2.
2.2. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий
при проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются
учителем, преподающим этот предмет, и отражаются в календарно-тематических
планах, рабочих программ учителя.
Формы текущего контроля успеваемости - оценка устного ответа обучающегося,
его самостоятельной, практической или лабораторной работы, тематического зачета,
контрольной работы и др. Заместитель руководителя Учреждения контролируют ход
текущего контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывают
методическую помощь учителю в его проведении.
2.3. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 класса в течение учебного
года осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном
журнале в виде отметок по пятибалльной системе. Допускается словесная
объяснительная оценка.
2.4. По курсу ОРКСЭ в 4 классе вводится безотметочное обучение. Объектом
оценивания по данному курсу становится нравственная и культурологическая
компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека
понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни
человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию, которая
проводится в виде проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий
разных типов.
2.5. Успеваемость всех обучающихся 2-11 классов Учреждения подлежит
текущему контролю в виде отметок по пятибалльной системе, кроме курсов,
перечисленных п.2.4. и курсов по выбору учащихся 9 класса
2.6. Оценка устного ответа обучающегося при текущем контроле успеваемости
выставляется в классный журнал в виде отметки по 5-балльной системе в ходе или в
конце урока.
2.7. Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ
обучающихся оцениваются по 5-балльной системе. За сочинение и диктант с
грамматическим заданием выставляются в классный журнал 2 отметки.
2.8. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал
к следующему уроку, за исключением отметок за домашнее сочинение в 5-11-х классах
по русскому языку и литературе (они заносятся в классный журнал через урок после
проведения сочинения).
2.10.
Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному
учебному плану, получающих образование в форме семейного образования,
самообразования подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот
план.
2.11.
От текущего контроля успеваемости освобождаются обучающиеся,
получающие образование в форме самообразования и семейного образования. В
соответствии с ст. 17 Закона «Об образовании» образование может быть получено вне
организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного
образования и самообразования). Обучение в организации осуществляется с учетом
потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий
педагогического работника с обучающимися и осуществляется в очной, дистанционной,
очно-заочной или заочной форме.
2.12.
Обучение в форме семейного образования и самообразования
осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи
34 Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Допускается сочетание
различных форм получения образования и форм обучения.
2.13.
Формы получения образования и формы обучения по основной
образовательной программе по каждому уровню образования, определяются
соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами,
образовательными стандартами.
2.14.
Обучающимся предоставляются академические права на:
1) самостоятельный выбор организации, осуществляющей образовательную
деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения
основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
2) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное
обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке,
установленном настоящим положением;
3) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной,
производственной, научной базой образовательной организации и иные права,
гарантированные ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Содержание, формы и порядок проведения четвертной, полугодовой
промежуточной аттестации.
3.1.
Четвертная (2-9 кл.), полугодовая (10-11кл.) промежуточная аттестация
обучающихся ОУ проводится с целью определения качества освоения обучающимися
содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по
завершении определенного временного промежутка (четверть, полугодие).
3.2.
Отметка обучающегося за четверть, полугодие выставляется на основе
результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных
контрольных работ.
3.3.
Отметка выставляется при наличии 3-х и более текущих отметок за
соответствующий период. Полугодовые отметки выставляются при наличии 5-ти и
более текущих отметок за соответствующий период.
3.4.
В первом классе в течение первого полугодия контрольные
диагностические работы не проводятся.
3.5.
Классные руководители доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах четвертной, полугодовой аттестации, путём
выставления отметок в дневники обучающихся, в том, числе и электронный дневник. В
случае неудовлетворительных результатов аттестации – в письменной форме под
роспись родителей (законных) представителей обучающихся с указанием даты
ознакомления. Письменное сообщение хранится в личном деле обучающегося.
4. Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной
аттестации.
4.1.
Годовую промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 2-11
классов. Промежуточная аттестация обучающихся за год может проводиться
письменно, устно, в других формах.
4.2.
Решением педагогического совета школы устанавливаются форма,
порядок проведения, периодичность и система оценок при промежуточной аттестации
обучающихся за год не позднее 3-х месяцев до проведения годовой промежуточной
аттестации. Данное решение утверждается приказом руководителя образовательной
организации и в 3-х дневный срок доводится до сведения всех участников
образовательного процесса: учителей, обучающихся и их родителей (законных
представителей).
4.3.
При отсутствии решения педагогического совета и соответствующего
Приказа, о которых речь идёт в п. 4.2. настоящего положения, годовые отметки
выставляются на основе четвертных и полугодовых отметок.
Годовая аттестация обучающихся 2 – 8, 10-х классов осуществляется по оценкам,
полученным в течение учебного года, как округлённое по законам математики до
целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся в
период учебного года по данному предмету.
4.4.
Формами проведения годовой письменной аттестации во 2-11 классах
являются: контрольная работа, диктант, изложение с разработкой плана его
содержания, сочинение или изложение с творческим заданием, тест и др.
4.5.
К устным формам годовой аттестации относятся: проверка техники
чтения, защита реферата, зачет, собеседование и другие.
4.6.
Требования ко времени проведения годовой аттестации:
-Все формы аттестации проводятся во время учебных занятий: в рамках учебного
расписания.
-Продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени
отведенного на 1 - 2 урока.
-В соответствии с периодом врабатываемости в учебный процесс и шкалой трудности
отдельных предметов, а также возрастными нормами физиологического развития
обучающихся, контрольное мероприятие проводится не ранее 2-го урока и не позднее
4-го.
4.7.
Требования к материалам для проведения годовой аттестации:
-Материалы для проведения годовой аттестации готовятся педагогическими
работниками.
-Содержание письменных работ, тем для сочинений (изложений) и устных
собеседований должно соответствовать требованиям федерального государственного
образовательного стандарта, учебной программы, годовому тематическому
планированию учителя - предметника.
4.8.
От годовой промежуточной аттестации на основании справок из
медицинских учреждений освобождаются дети-инвалиды, а также обучающиеся
индивидуально на дому при условии, что они успевают по всем предметам.
4.9.
На основании решения педагогического совета школы могут быть
освобождены от годовой аттестации обучающиеся:
-имеющие отличные отметки за год по всем предметам, изучаемым в данном учебном
году по решению педагогического совета;
-призеры районных, областных, региональных предметных олимпиад и конкурсов;
-по состоянию здоровья: заболевшие в период экзаменов, могут быть освобождены на
основании справки из медицинского учреждения;
-в связи с пребыванием в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного
типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
-в связи с нахождением в лечебно-профилактических учреждениях более 4-х месяцев.
4.10.
Список обучающихся, освобожденных от годовой аттестации
утверждается приказом руководителя образовательной организации.
4.11.
В соответствии с решением педагогического совета образовательной
организации отдельным обучающимся письменные контрольные работы могут быть
заменены на устные формы.
4.12.
Расписание проведения годовой промежуточной аттестации доводится до
сведения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) не
позднее чем за две недели до начала аттестации.
4.13.
К промежуточной годовой аттестации допускаются все обучающиеся 211 классов.
4.14.
Годовая аттестация обучающихся 9-х и 11-х классов осуществляется по
оценкам, полученным в течение учебного года, как округлённое по законам математики
до целого числа среднее арифметическое текущих отметок, полученных обучающимся
в период учебного года по данному предмету.
4.15.
При выставлении годовой оценки следует учитывать оценки за четверти
или полугодия (2 – 9 классы), полугодия (10-11 классы). Годовая оценка выставляется
как среднее арифметическое четвертных или полугодовых (2-9 классы) и полугодовых
(10-11 классы) оценок.
4.16.
Итоги годовой промежуточной аттестации обучающихся отражаются в
классных журналах в разделах тех учебных предметов, по которым она проводилась.
4.17.
При проведении годовой промежуточной аттестации итоговая отметка по
учебному предмету выставляется учителем на основе среднего арифметического между
годовой отметкой и отметкой, полученной обучающимся по результатам
промежуточной аттестации за год, в соответствии с правилами математического
округления.
4.18.
Итоговые отметки по учебным предметам (с учетом результатов годовой
промежуточной аттестации) за текущий учебный год должны быть выставлены за 3 дня
до начала каникул или начала аттестационного периода.
Классные руководители доводят до сведения родителей (законных
представителей) сведения о результатах годовой аттестации, путём выставления
отметок в дневники обучающихся, в том, числе и электронный дневник. В случае
неудовлетворительных результатов аттестации – в письменной форме под роспись
родителей (законных) представителей обучающихся с указанием даты ознакомления.
Письменное сообщение хранится в личном деле обучающегося.
4.19.
Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в
личное дело обучающегося и являются в соответствии с решением педагогического
совета основанием для перевода обучающегося в следующий класс, для допуска к
государственной (итоговой) аттестации.
4.20.
Письменные
работы
обучающихся
по
результатам
годовой
промежуточной аттестации хранятся в делах образовательной организации в течение
учебного года.
4.21.
Заявления обучающихся и их родителей, не согласных с результатами
годовой промежуточной аттестации или итоговой отметкой по учебному предмету,
рассматриваются в установленном порядке конфликтной комиссией Учреждения.
4.22.
Итоги годовой промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях
методических объединений учителей и педагогического совета.
Права и обязанности участников процесса промежуточной
аттестации.
5.1.
Участниками процесса аттестации считаются: обучающийся и учитель,
преподающий предмет в классе, руководитель Учреждения. Права обучающегося
представляют его родители (законные представители).
5.2.
Учитель, осуществляющий текущий контроль успеваемости и
промежуточную аттестацию обучающихся, имеет право:
5.
-проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися
содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников
требованиям государственного образовательного стандарта;
-давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным
представителям) по методике освоения минимальных требований к уровню подготовки
по предмету.
5.3.
Учитель в ходе аттестации не имеет права:
-использовать содержание предмета, не предусмотренное учебными программами при
разработке материалов для всех форм текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся за текущий учебный год;
-использовать методы и формы, не апробированные или не обоснованные в научном и
практическом плане, без разрешения руководителя Учреждения;
-оказывать давление на обучающихся, проявлять к ним недоброжелательное,
некорректное отношение.
5.4.
Классный руководитель обязан проинформировать родителей (законных
представителей) через дневники (в том числе и электронные) обучающихся класса,
родительские собрания, индивидуальные собеседования о результатах текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации за год их ребенка. В случае
неудовлетворительной аттестации обучающегося по итогам учебного года письменно
уведомить его родителей (законных представителей) о решении педагогического совета
Учреждения, а также о сроках и формах ликвидации задолженности. Уведомление с
подписью родителей (законных представителей) передается руководителю
образовательной организации.
5.5.
Обучающийся имеет право:
-проходить все формы промежуточной аттестации за текущий учебный год в порядке,
установленном Учреждением;
5.6.
Обучающийся обязан выполнять требования, определенные настоящим
Положением.
5.7.
Родители (законные представители) ребенка имеют право:
-знакомиться с формами и результатами текущего контроля успеваемости и
промежуточной
аттестации
обучающегося,
нормативными
документами,
определяющими их порядок, критериями оценивания;
-обжаловать результаты промежуточной аттестации их ребенка в случае нарушения
Учреждением процедуры аттестации.
5.8.
Родители (законные представители) обязаны:
-соблюдать требования всех нормативных документов, определяющих порядок
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающегося;
-вести контроль текущей успеваемости своего ребенка, результатов его промежуточной
аттестации;
-оказать содействие своему ребенку по ликвидации академической задолженности по
одному предмету в течение учебного года в случае перевода ребенка в следующий
класс условно.
5.9.
Образовательная организация определяет нормативную базу проведения
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося, их
порядок, периодичность, формы, методы в рамках своей компетенции.
5.10.
Заявления обучающихся и их родителей, не согласных с результатами
промежуточной аттестации или с итоговой отметкой по учебному предмету,
рассматриваются в установленном порядке конфликтной комиссией образовательного
учреждения. Для пересмотра, на основании письменного заявления родителей,
приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в форме экзамена или
собеседования в присутствии родителей учащегося определяет соответствие
выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение
комиссии оформляется протоколом и является окончательным.
6.
Оформление документации общеобразовательного учреждения по
итогам промежуточной аттестации учащихся
6.1.
Итоги промежуточной аттестации обучающихся отражаются в классных
журналах в разделах тех предметов, по которым она проводилась. Итоговые отметки по
учебным предметам с учетом результатов промежуточной аттестации за текущий учебный
год должны быть выставлены за 3 дня до начала каникул или начала аттестационного
периода.
6.2. Родителям (законным представителям) обучающегося должно быть
своевременно вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках,
полученных им в ходе промежуточной аттестации, и решение педагогического совета о
повторном обучении в данном классе или условном переводе обучающегося в следующий
класс после прохождения им повторной промежуточной аттестации. Копия этого
сообщения с подписью родителей хранится в личном деле обучающегося.
6.3. Письменные работы и протоколы устных ответов обучающихся в ходе
промежуточной аттестации хранятся в делах общеобразовательного учреждения в течение
учебного года.
7 . Обязанности администрации общеобразовательного учреждения в период
подготовки, проведения и после завершения промежуточной аттестации
обучающихся.
7.1. В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся администрация
школы:
-организует обсуждение на заседании педагогического совета вопросов о порядке и
формах проведения промежуточной аттестации обучающихся, системе отметок по ее
результатам;
-доводит до сведения всех участников образовательного процесса сроки и перечень
предметов, по которым организуется промежуточная аттестация обучающихся, а также
формы ее проведения;
-формирует состав аттестационных комиссий по учебным предметам;
-организует экспертизу аттестационного материала;
-организует необходимую консультативную помощь обучающимся при их подготовке к
промежуточной аттестации.
7.2. После завершения промежуточной аттестации администрация школы организует
обсуждение ее итогов на заседаниях методических объединений и педагогического совета.
8. Порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, осуществляющих индивидуальное обучение на дому, в форме
семейного образования и самообразования.
8.1.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования
с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы
обучения и дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее общее образование в
семье.
8.2.
Ребенок, получающий семейное образование и самообразование, по
решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе
обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
8.3.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей
образовательную деятельность, порядок регламентации образовательных отношений
между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями
(законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и
прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
8.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных
настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся
несут
ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
8.5. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с
правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 ФЗ-№273 «Об
образовании в Российской федерации» промежуточной и государственной итоговой
аттестации в образовательной организации.
8.6. Содержание, формы и порядок проведения четвертной, полугодовой, годовой
промежуточной аттестации учащихся, получающих образование в форме семейного
образования, самообразования определяется п.3 настоящего Положения.
8.7. Текущий контроль успеваемости обучающихся получающих образование в
форме семейного образования и самообразования, не осуществляется кроме случаев
обучения по индивидуальному учебному плану с применением дистанционных форм
обучения и специализированных программно-технических средств.
9. Порядок хранения в архивах информации о результатах успеваемости,
аттестации на бумажных и электронных носителях
Порядок хранения в архивах информации о результатах успеваемости, аттестации
на бумажных и электронных носителях регламентируется следующими документами:
1. Системы ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в ОУ
РФ 2012г. - часть 1., Системы ведения журналов успеваемости обучающихся в
электронном виде в ОУ РФ 2012г - часть 2.
2. Законом от 27.07 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных".
3. Законом от 27.07. 2006 г. № 149 - ФЗ "Об информации, информационных
технологиях и защите информации".
4. Положением и регламентом
об электронном классном журнале
в
автоматизированной информационной системе «NetSchool», «Электронный классный
журнал», «Электронный дневник» образовательной организации.